Рекордные перелеты экспериментальных самолетов на электрической тяге

В настоящее время наблюдается значительный прогресс в создании пилотируемых ЛА на электрической тяге. Электролеты установили ряд рекордов, повторив путь развития самолетов с ДВС,пройденный столетие назад. 

Электролет-демонстратор технологий Эрбас E-Fan 1.1 10 июля 2015 г. пересек Ла-Манш, что послужило поводом для скандала. Для  продвижения  перспективного  электролета  марки  E-Fan,  вводимого  в  эксплуатацию  на гражданском  рынке,  фирма  «Эрбас»  организовала перелет  через  Ла-Манш,  повторяющий  достижение Луи Блерио (Louis Bleriot)5 в июле 1909 г.  Продолжительность полета составила 36 мин., его дальность – 46 миль (74км).

Электролет вылетел из г. Лидд (Англия) и осуществил посадку в Кале (Франция). 7  июля  2015  г.,  за  три  дня  до  этого  события, электролет «Альфа Электро» производства фирмы «Пипистрел Эйркрафт» должен был совершить аналогичный перелет, который не состоялся в связи с тем, что фирма «Сименс», поставляющая двигатели для электролетов «Альфа Электро»,  потребовала вернуть на завод-изготовитель электродвигатель данного ЛА.

Фирма «Сименс» поставляет двигатели также и  для  самолетов  семейства  Эрбас  E-Fan.  Данный факт  послужил  причиной  обвинения  фирмы  «Эрбас» в оказании давления на компанию «Пипистрел Эйркрафт»  с  целью  не  допустить  перелета  через Ла-Манш на ее электролете. В то же время национальный аэроклуб Франции выступил с заявлением о том, что пилот ВВС Франции Хью Дюваль (Hugues Duval) уже пересек Ла-Манш 9 июля 2015 г. на сверхлегком электролете «Кри-Кри» за 17 мин. По этой причине консорциум «Эрбас» позиционирует самолет E-Fan как «первый двухдвигательный ЛА полностью на электротяге, совершивший взлет с помощью своих собственных двигателей для успешного пересечения Ла-Манша». 

Х. Дюваль не получил разрешения на вылет из Кале, поэтому его электролет, масса которого составляла около 100 кг, был поднят и выпущен с легкого транспортного самолета «Бруссар». После чего ЛА долетел до Дувра, развернулся и совершил посадку в г. Кале. Поскольку у Х. Дюваля уже было постоянное разрешение на полеты, ему не нужно было запрашивать разрешение на полет над Ла-Маншем, ему оставалось только заполнить план полета, что сделало возможным держать в тайне информацию о перелете.В заявлении от 8 июля 2015 г. генеральный директор компании «Пипистрел Эйркрафт» Иво Боскарол (Ivo Boscarol) заявил о том, что компания готовилась к пересечению Ла-Манша с октября 2014 г. (планы консорциума «Эрбас» были анонсированы в июне 2015 г. на авиасалоне в Ле Бурже) и получила разрешение на полет от французских официальных лиц на неделю раньше фирмы «Эрбас».

 Однако 5 июля 2015 г. компания «Пипистрел Эйркрафт» получила письмо от представителя фирмы «Сименс», в котором говорилось,что двигатель не был спроектирован и одобрен для полетов над водой, поэтому фирма запрещает использование двигателя  и прерывает его аренду. В случае, если двигатель не будет возвращен, к компании «Пипистрел Эйркрафт» будут применены юридические санкции. 

Подготовка к пересечению Ла-Манша была прекращена, ЛА отправлен назад в Словению, двигатель снят и возвращен производителю. Описывая решение как «странное и непонятное», И. Боскарол заметил, что «фирма «Сименс» никогда не запрещала изделиям компании «Пипистрел» летать над водой с ее двигателем, что отражено в любых документах, а также в контракте на аренду двигателя». Пресс-секретарь фирмы «Сименс» Гюнтер Гауглер (Gunter Gaugler) заявил, что с компанией «Пипистрел Эйркрафт» не было подписано соглашения на реализацию перелета. Кроме того, несмотря на все обязательства, фирма «Сименс» никогда не пренебрегала требованиями к безопасности. В свете этого заявления стоит отметить, что 

двухместный  УТС  «Альфа  Электро»  был  успешно сертифицирован и находится в производстве.  

Отвергая обвинения в неспортивном поведении, представитель фирмы «Эрбас» выступил с  заявлением о том, что все перелеты должны соответствовать законным требованиям и стандартам безопасности, и компромисса в вопросах безопасности быть не может, добавив при этом, что «ответственные лица были очень строги в своих требованиях». В заявлении оговаривалось также, что в отсутствие норм летной годности для электродвигателей, фирма «Эрбас» совместно с Главным управлением гражданской авиации Франции работает над специальной программой испытаний и проверки электрической силовой установки ЛА, с тем, чтобы гарантировать безопасность полетов над Ла-Маншем. В заявлении указывается, что консорциум принял специальные меры, чтобы гарантировать безопасность своего электролета на земле, в воздухе и над водой, включая электробезопасность спасательных лодок в ходе возможной спасательной операции.

 В сети Twitter представитель фирмы «Эрбас» написал, что им ничего не было известно о планирующемся полете ЛА компании «Пипистрел Эйркрафт», а также о соглашении между последней и фирмой «Сименс». По словам Майкла Коутса (Michael Coates), дилера компании «Пипистрел» в Австралии, словенский производитель продемонстрировал возможности электролета «Альфа Электро» французским официальным представителям. С целью демонстрации характеристик дальности полета были проведены следующие испытания: аппарат пролетел над землей расстояние, необходимое для того, чтобы взлететь во Франции, приземлиться в Англии и совершить обратный перелет с батареями, заряженными лишь на 25%, что подтверждало безопасность данного мероприятия. 

Пересечение Тихого океана для швейцарского электролета «Солар Импульс» 2 стало несоизмеримо более сложной задачей. Первая попытка совершить трансокеанский перелет из г. Нанкин (КНР) на Гавайи закончилась 1 июня 2015 г., когда плохая погода вынудила ЛА приземлиться в г. Нагоя (Япония). 23 июля 2015 г. электролет совершил посадку на Гавайских островах, стартовав уже в Нагое. Он провел в воздухе 117 ч 52 мин., преодолев расстояние в 7210 км, при этом были использованы только солнечные батареи. Электролет Si2, таким образом, завершил восьмой этап своего кругосветного путешествия, пролетев, в общей сложности,около 19 тыс. км. Однако перегрев безвозвратно повредил аккумуляторные батареи. 

Во время взлета из Нагои высокая вертикальная скорость набора высоты в сочетании с плохой вентиляцией гондол двигателей привели к повышению температуры батарей. Из-за жаркого тропического климата батареи не остывали, что и привело к выходу их из строя. Ремонт  и возврат электролета в строй потребует несколько месяцев, поэтому ЛА будет готов для следующего этапа кругосветного перелета в г. Финикс (США) лишь в апреле 2016 г. 

В данный момент компания-изготовитель электролета Si2 изучает варианты модернизации системы управления нагрева и охлаждения батарей во время длительных перелетов. Несмотря на неудачу, ЛА доказал свою чрезвычайную эффективность, производя больше энергии, чем он может сохранить. Днем батареи заряжались до того, как ЛА достигал максимальной высоты, а в ночное время в аккумуляторах еще оставалось 5 – 8% заряда. 

В настоящее время электролет «Солар Импульс» 2 не имеет аналогов в  возможностях применения электрической энергии. 

Источник

Какую модель квадрокоптера Вы бы купили себе?