Добавлено в закладки: 0

По каким правилам будут летать БЛА в России и в мире

В предпоследний день 2015 года был подписан федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов».

Документ, принятый ранее Государственной думой и одобренный Советом Федерации, обязывает регистрировать в Государственном реестре гражданских воздушных судов все беспилотники массой более 250 граммов.

Ставить на учет свой квадрокоптер владельцу придется уже в марте (закон вступает в силу через 90 дней после его опубликования), при этом порядок регистрации аппарата должно будет утвердить правительство России.

О том, что в нашей стране необходимо принять меры по государственному регулированию вопросов использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, говорилось уже давно.

Достигнутый уровень технологий, прежде всего в области дистанционного пилотирования, поставил перед авиационными властями государств – участников Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с проблемой интеграции беспилотников в воздушное пространство, используемое пилотируемыми воздушными судами с экипажем на борту.

Во многом это связано с безопасностью полетов: известны случаи, когда использование квадрокоптеров в зоне аэропортов едва не приводило к печальным последствиям для самолетов. В этой связи оказалось закономерным, что нынешние корректировки в Воздушный кодекс получили одобрение в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности.

Владение с ответственностью

По мнению законодателей, на беспилотники (в том числе квадрокоптеры) должны распространяться те же нормы и правила, что приняты и действуют в отношении других воздушных судов. Речь идет о сертификации, государственной регистрации, допуске к выполнению полетов, обеспечении безопасности полетов и авиационной безопасности, расследовании авиационных происшествий.

Особо жесткие правила устанавливаются в отношении беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов. Новая редакция статьи 36 Воздушного кодекса регламентирует их допуск к эксплуатации только с условием обязательного наличия сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Кстати, документация, установленная уполномоченным органом в области гражданской авиации, должна в обязательном порядке находиться на борту такого аппарата.

Предусмотрена и ответственность за незаконное использование беспилотников, а также применение их в противоправных целях. Эти вопросы будут регулироваться положениями главы 11 «Административные правонарушения на транспорте» КоАП РФ и главы 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» УК РФ. Так, нарушение правил использования воздушного пространства будет наказываться для владельца беспилотника штрафом в размере до пяти тысяч рублей для физического лица и до 300 тысяч – для юридического.

Не уверен – не залетай

 

Естественно, что сообщество любителей «сверхмалой авиации» уже восприняло эти нововведения в штыки. Особенно в части обязательной регистрации устройств. Ведь, по сути, ей подлежат практически все квадрокоптеры с учетом того, что самая легкая видеокамера, входящая в комплект аппарата, весит от 110 до 150 граммов, а популярные у видеооператоров дроны-моноблоки и вовсе вытягивают на килограмм с лишним.

Однако Россия в этих изменениях оказалась далеко не одинока. Так, минтранс США еще в прошлом году объявил о предстоящем введении обязательной госрегистрации всех без исключения беспилотных управляемых аппаратов массой девять унций (примерно 200 граммов).

Как подчеркивают транспортные чиновники, процедура регистрации квадрокоптеров должна подсказать владельцам этих устройств мысль о возможной ответственности за неудачные последствия их эксплуатации. А в Европе жесткие правила на полеты дронов действуют уже давно.

Так, в Париже за запуск квадрокоптера был недавно приговорен к штрафу в тысячу евро журналист канала Al Jazeera. Оказывается, в столице Франции строжайше запрещено использование беспилотных летательных аппаратов без наличия специального разрешения. В Австрии дроны делятся по массе на классы, и интересоваться необходимостью получения лицензии следует в каждом конкретном случае. Обязанность получать официальное согласие властей на использование беспилотных летательных аппаратов действует с 2014 года и в Индии.

Небесные помощники

Нынешние требования упорядочить использование таких летательных устройств – не прихоть авиационных чиновников. Случаи неприятных и даже трагических происшествий, к сожалению, перестали быть экзотикой. Недавно Международная федерация лыжного спорта приняла решение о запрете использования квадрокоптеров на всех этапах Кубка мира.

Поводом для такого решения стал инцидент с лыжником из Австрии Марчелом Гершелем, который во время слалома упал на трассе из-за беспилотника, снимавшего заезды спортсменов. Кстати, использование дронов уже запрещено на многих горнолыжных склонах мира, как спортивных, так и туристических.

Немалые проблемы несет использование дистанционно управляемых летательных аппаратов и в плане антитеррористической опасности. Квадрокоптеры могут распылять яды, заносить взрывчатку на АЭС, использоваться для незаконного проникновения на объекты и выполнения здесь фото- и видеосъемок.

С недавних пор в составе полиции Токио появился отряд беспилотников, которые будут охранять наиболее важные объекты, включая Императорский дворец, парламент и офис премьер-министра страны. Аппараты оснащены сетью размером шесть квадратных метров, с помощью которой и будут ловить нарушителей.

А этой осенью пресекать незаконные полеты пришлось и в Московском Кремле. Запустить квадрокоптер над территорией одного из особо охраняемых объектов государства решили двое туристов из Германии, которых, как выяснилось позже, заинтересовали необычные ракурсы для своей фотосъемки. На одного из «фотографов» был составлен административный протокол, о происшествии были проинформированы сотрудники посольства.

Кстати, эксперты отмечают, что упорядочение использования беспилотных летательных аппаратов может превратить их из потенциальной угрозы в исключительно полезные устройства. Неслучайно исследование, проведенное компанией Grand View Research, показало, что рынок продаж дронов уже через несколько лет достигнет отметки в два миллиарда долларов. Дроны будут доставлять грузы, обеспечивать коммуникацию, помогать ученым, медикам и правоохранительным органам.

В Ирландии один из фермеров приспособил такой аппарат для перегонки отары овец с одного пастбища на другое. Процессом выпаса он управляет дистанционно. В некоторых торговых и логистических компаниях дронов уже начали использовать как автоматизированных «почтальонов» для доставки посылок весом до пяти килограммов.

А беспилотный летательный аппарат с названием Ambulance Drone используется в качестве летающей машины скорой помощи. Он прибывает на место вызова в считаные минуты, при этом врач, находящийся в больнице, через встроенные камеру и микрофон проводит консультацию и подсказывает окружающим человека с проблемами со здоровьем, какие действия им следует предпринять.

 

Скачать закон об использовании БПЛА здесь!

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото:Halftermeyer Wikimedia

JIJIPRESS/YouTube

Kencf0618/Wikimedia

Zimin/Wikimedia

ZullyC3P/Wikimedia

МВД РФ

МЧС РФ

Источник

Рейтинг: 0

Автор публикации

102
не в сети 4 часа

Dron парсер

Всегда в поисках актуальной информации!

Комментарии: 0Публикации: 1862Регистрация: 27-08-2015

Какую модель квадрокоптера Вы бы купили себе?