Почему Израиль оказался лидером по производству беспилотных летательных аппаратов (БЛА)? Как США наверстывали отставание в этой области? Будут ли в кабинах самолетов шестого поколения сидеть летчики? Об истории беспилотной авиации, ее современной роли и будущем рассказывает российский эксперт в области беспилотных систем, главный редактор профильного издания “Беспилотная Авиация“ Денис Федутинов.

— Первые беспилотники появились после Второй мировой войны?

— Да, это так. Безусловно, определенные шаги в развитии беспилотной авиационной техники были сделаны еще во время войны, когда, в частности, были созданы немецкие самолеты-снаряды. Некоторые эксперты относят к БЛА и более ранние разработки. Однако я не сторонник столь глубокого погружения в историю и склонен полагать, что беспилотники как отдельный класс аппаратов все же, по большому счету, раскрылся уже после Второй мировой войны. При этом, те системы, что были созданы и эксплуатировались в первые послевоенные десятилетия, все же больше тяготели к крылатым ракетам и имели мало общего с современными БЛА. Беспилотники в их нынешнем понимании появились в Израиле в конце 1970 – начале 1980-х годов. Поэтому, словосочетание “родина беспилотников“, нередко применимое к этой стране, не случайно.

— Как Израиль оказался лидером в этой области? Ведь даже в США одно время ставилась задача поднять уровень разработок БЛА до израильского?

— В США вели свои работы в этой области и до Израиля. Были свои разработки и в СССР. И американцы, и мы ориентировались тогда на сложные большие системы, рассчитанные на применение в рамках глобальных военных конфликтов, способные преодолевать глубокоэшелонированную систему ПВО. Но в то время стал меняться сам характер войн: появились локальные конфликты, возникли серьезные террористические угрозы.

На фоне этих событий израильтяне сделали важную вещь, концептуально переосмыслив роль БЛА на современном уровне. Они ушли от громоздких беспилотных систем в область более компактных аппаратов, которые при этом обладали разнообразными функциями — наблюдение, РЭБ (радиоэлектронная борьба — Ред.) и так далее. Причем, замечу — на тот момент у Израиля даже не было каких-то супер-технологий. Они сделали свои первые беспилотники на основе компонентов off-the-shelf, то есть из готовых компонентов. В итоге им удалось сделать за небольшие деньги системы военного назначения, имевшие очень хорошее соотношение стоимость/эффективность.

Показателем успеха было то, что США в определенный момент обратились к Израилю и даже закупали там БЛА. Некоторые их них до сих пор летают и используются американскими вооруженными силами, пусть и главным образом в тренировочных целях.

Израиль и сейчас остается среди лидеров в области создания БЛА, регулярно демонстрируя не просто технические новинки, но и некоторые концептуально новые вещи, например, такие, как барражирующие боеприпасы. Одним из первых прототипов подобных систем стала система Harpy, созданная компанией IAI еще в конце 1980-х годов и получившая в дальнейшем развитие в виде системы Harop. Сейчас эта идея подхвачена в различных странах мира. Причем аппараты подобного назначения создаются уже и в более легких классах.

— За рубежом головными разработчиками БЛА часто выступают неавиационные фирмы?

— Если мы говорим о достаточно тяжелых БЛА, то это в основном авиастроительные компании — Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman. Кажется, несколько особняком здесь стоит компания General Atomics, которая занимается, главным образом, атомной энергетикой, ядерными и лазерными технологиями, электроникой. Однако это не совсем так. Это многопрофильная корпорация, которая в конце 1980-х годов решила войти в новый для себя беспилотный бизнес. Для этого было создано авиационное подразделение — General Atomics Aeronautical Systems, которое приобрело компанию Leading Systems. Ее создал Абрахам Карем (Abraham Karem), иммигрировавший в США из Израиля, где он работал по тематике БЛА, в том числе и с компанией IAI. У Leading Systems уже были наработки по аппарату Amber, положенному впоследствии в основу аппарата GNAT 750 среднего радиуса действия, который в свою очередь являлся прообразом MQ-1 Predator — одного из самых известных беспилотников компании General Atomics.

— В начале 2000-х годов можно было услышать заявления, что “самолеты шестого поколения будут беспилотными”.

— Связано это было с ростом применения беспилотных авиационных систем, в том числе, оснащенных оружием в военных конфликтах. Прежде всего, разумеется, Соединенными Штатами. В настоящее время представления о боевой авиации шестого поколения трансформировались в сторону так называемых опционально-пилотируемых летательных аппаратов, то есть аппаратов, которые, в зависимости от каждой отдельной боевой задачи, можно будет использовать в качестве БЛА или в роли обычного самолета под управлением пилота.

Подобное изменение видения перспективного летательного аппарата является вполне обычной вещью и может быть связано как с изменением концепций применения, так и с уровнем совершенства и развития необходимых технологий. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения по пути реализации проектов боевой авиации шестого поколения, концепции претерпят дальнейшие изменения.

— Тогда какие задачи могут решать БЛА на современном уровне развития, а что останется для, так сказать, “пилотируемой авиации”?

— В настоящее время основные задачи для БЛА — это, в первую очередь, разведка, наблюдение, в различных областях спектра, целеуказание, корректировка огня, задачи радиоэлектронной разведки и РЭБ, ретрансляции в системах связи, а также, иногда, некоторые ограниченные ударные функции. Сейчас наблюдается тенденция по переходу от дополнения к постепенной замене традиционно применявшихся пилотируемых средств беспилотными. С развитием систем наблюдения и широкополосных систем связи, систем обработки информации беспилотники все больше станут вытеснять в этих областях пилотируемые летательные аппараты. На существующий момент это постепенный эволюционный процесс, но не исключено, что в перспективе могут иметь место и определенные всплески, связанные с появлением новых прорывных технологий.

— Почему эти функции лучше выполняют беспилотники?

— Я бы не сказал, что всегда лучше выполняют какие-то функции, но беспилотники бывают более применимы для каких-то задач в каких-то условиях. Например, в задачах, связанных с высоким риском для пилотов. Они также используются в рутинных задачах, требующих большого времени нахождения в воздухе. Соответственно, во время полета имеется возможность неоднократно менять операторов, управляющих БЛА и его разведаппаратурой. Тем самым повышается эффективность наблюдения.

— Но самые опасные задачи сегодня, как правило, выполняют летчики фронтовой авиации. В этой области БЛА пока мало применяются.

— Американский опыт участия в конфликтах последних лет показывает, что беспилотники применяются весьма широко, в том числе, в ударных задачах. Однако есть обстоятельства, которые на настоящий момент ограничивают их использование. Это лимитированные возможности самих беспилотников, которые могут применяться лишь для нанесения точечных ударов. А, кроме того, это уязвимость данных БЛА перед современными системами ПВО. Не случайно американские беспилотники — главным образом Predator и Reaper — применялись либо против заведомо более слабо технически оснащенного противника, либо против противника, системы ПВО которого на момент применения уже были подавлены.

Описанные проблемы определяют потребность в создании БЛА с более высокими характеристиками по боевой живучести. В ближайшей перспективе здесь можно говорить об аппаратах, которые менее заметны для РЛС ПВО противника. На это направлены разработки американских БЛА X-45 фирмы Boeing и X-47B фирмы Northrop Grumman, а также, видимо, российского БЛА, создаваемого компанией “Сухой“. Ну, а в перспективе, вероятно создание и более скоростных и маневренных беспилотников, что также будет работать на выполнение указанной задачи.

Источник

Какую модель квадрокоптера Вы бы купили себе?